Суббота
18192021222324

Очерки о Щедрых Душах

путевые заметки

Главная »  Путешествие по Приполярному Уралу (начало)
Путешествие по Приполярному Уралу (начало)

Ротвейлеры – это действительно уникальная порода, а её невероятная способность к адаптации заслуживает особого внимания. Хочу поделиться с вами своими наблюдениями о том, как вполне домашний пёс, выросший в комфортной московской квартире многоэтажного дома, за какие-то несколько дней преобразился в матёрого зверя и отлично вписался в предложенные условия жизни сурового климата и не менее экстремального ландшафта Приполярного Урала.

Ротвейлеры в нашей семье живут давно с 1988 года, и Элай приходится праправнуком нашей Берты, от которой пошёл род наших собак, отличающихся потрясающей жизнестойкостью, крепким здоровьем, невероятной выносливостью и работоспособностью. Элай давно стал не просто частью нашей семьи – он полноправный член нашей дружной команды сотоварищей, с которыми мы путешествуем по самым разным уголкам нашей прекрасной страны.

Прошлым знойным летом 2010 нас волею судеб занесло в горы Приполярного Урала. Сразу оговорюсь, что ранее там никто из нас не бывал, а о том, с чем именно нам предстоит столкнуться, мы лишь догадывались, но решение принято, экспедиция подготовлена, а значит, нас ждёт захватывающий Путь в девствесвенную природу Национального Парка Югыд Ва, что в переводе с коми - «чистая вода».

Наше путешествие началось с Ярославского вокзала, мы приехали туда в такси с кучей рюкзаков и Элаем, семилетним ротвейлером. В Москве стояла жуткая жара, в воздухе висел запах гари подмосковных пожаров, и казалось, что мы вот-вот расплавимся на асфальтово-бетонной сковороде перрона. Элай стойко переносил наличие намордника, ибо, так положено в обществе людей, которые и придумали эти правила. До подачи поезда ещё оставалось около получаса, вокруг нашего бивака стали собираться скучающие пассажиры РЖД. Намордник передвинули с лица на шею, но должен же пёс дышать! Кто-то из нас старательно отбрасывал на Элика тень, жара, несмотря на вечер, не спадала.

Наконец-то подали состав, и мы радостно рванули в вагон в надежде на обещанный кондиционер. В вагоне было ещё жарче, а кондишен обещали включить лишь после отправления, пришлось терпеливо ждать. Но испортить наше приподнятое настроение уже ничего не могло, как говорится, «ожидание счастья – уже счастье»! Мы отлично расположились в купе, освежили в памяти расписание движения скорого поезда «Москва-Воркута», отметили большие остановки для прогулки со Шмелём (одно из многочисленных имён Элая из Митьков Екатерины).

Кондишен нам всё-таки включили, да и остановки были вполне длительные и нечастые, так за 36 часов пути мы погуляли, разминая лапы, раз 6-8, чего вполне хватило. Как всегда Элай стал центром внимания всех пассажиров и особого внимания проводников, они гордо смотрели на гуляющего вдоль перрона ротвейлера из «нашего вагона» и переживали, чтобы он успел справить нужду, пробежаться и не опоздать к отправлению. Замечу, что мы сами всегда неукоснительно соблюдаем все правила перевозок животных. Выкупаем с друзьями полное купе купейного вагона, что разрешено правилами РЖД. Во время выхода и захода в вагон надеваем намордник, а что поделаешь, ротвейлер собака большая, и отдельные особи человеческого вида нас боятся, да и в дороге ведём себя прилично, лежим на своём коврике, едим и пьём из своей миски и даже вытираем лапы, если на улице грязно. Так что о нас у проводников и попутчиков остаются самые приятные воспоминания, что не может, не отразиться на изменении общественного мнения о самой породе ротвейлер в положительную сторону. Как обычно, в конце нашего пути к нам подошли воркутинцы из соседнего купе и попросили телефончик, чтобы в будущем взять такого же щеночка! Мы будем ждать

Инта встретила нас тучей комаров, мошки и оводов, да такой же агрессивной и назойливой стаей лаек, которые сходу атаковали Элика. Пришлось сплочённо отбиться от них и, собрав своё снаряжение, загрузиться в УАЗик - буханку – надёжную рабочую лошадку севера.

Вечером к нам пришёл знакомиться наш проводник – очень симпатичный молодой человек Паша. Он очень хотел казаться чуть более суровым и чуть более старшим, но мы сразу же поняли, что это – «наш человек», запретили обращаться к нам во множественном числе «вы» и немного откорректировали маршрут нашей группы, которую ещё в Москве нарекли «Группой Здоровья», сопровождая всё это весёлым смехом и здоровым юмором. Элай конечно же познакомился с Пашей и взял себе на заметку, что он тоже теперь в стае.

Ровно в 5:30 к подъезду был пришвартован Урал, бывший военный тягач на трёх мостах, мощный и везде проходимый. Машина эта высокая и явно не приспособлена для собачьих перевозок, но где наша не пропадала, Эл примерился и, легко оттолкнувшись от земли, оказался внутри салона. Внутри Урал оказался оборудован очень даже комфортными сиденьями и небольшим столиком. Шмель вольготно растянулся между рядами и задремал. Нам предстояло по пути забрать от станции группу биологов студентов и аспирантов МГУ из Москвы.

На станции были всё те же лайки, но теперь они держались от нас на приличном расстоянии. Дождались биологов и продолжили свой путь в горы. Ребята оказались прикольные и колоритные. Они пели казацкие песни хорошо поставленными голосами, а их барышни достаточно быстро перекочевали к водителю в кабину, по причине укачивания. Ротвейлеров они не боялись, но поинтересовались на всякий случай, не откусят ли им ногу? На что мы ответили отрицательно и попросили не наступать на тельце.

- А то он нас тогда съест?

- Да, нет, ему будет больно!

Биологи смутились.

Так за разговорами добрались до границы Национального Парка Югыд Ва. Вышли из машины размять ноги. Впереди простирался седой Урал, так как на склонах лежали снежники, а на вершинах – ледники. Уладили формальности проезда границы парка и продолжили свой путь, поднимаясь всё выше над уровнем моря. Сразу оговорюсь, что в тамошней атмосфере серьёзная нехватка кислорода, как и положено в высокогорье, но здесь эта нехватка ещё усугублялась наличием близости к Полярному кругу и естественному утончению атмосферы. Дышать с непривычки было трудновато, хотя, что там дышать, этот воздух хотелось пить, особенно после московской гари.

Следующая остановка была у переправы через реку Кожим. Кожим - является своеобразной границей Приполярного Урала, миновав его, мы покинули цивилизацию.

Первую стоянку с ночлегом разбили вблизи базы Желанная, где находится единственная в мире штольня по добыче природного кварца. Там расположен маленький посёлок для рабочих, да постоянно меняющий постояльцев палаточный городок.

Разбили палатки, весело заиграли языки пламени в костре, подрумянился шашлычок. Элай вместе с нами осваивал уральские просторы и новые бытовые условия. Ему очень понравилась возможность растянуться вместе с нами на пенке (туристический матрасик) в палатке, укрывшись спальником. Так нам предстояло провести не одну ночь.

Утром следующего дня, умывшись и позавтракав, мы начали свой первый переход по Уралу. Места там разные, много болот и речушек с ручейками, много подъёмов и спусков по каменной, набитой тысячами ног, тропе. Было довольно жарко для этих мест, но Солнце разгоняло мошку, а лёгкий ветерок сдувал комаров, и только оводам было всё не почём. Элай держался молодцом, контролировал нашу группу, чтобы никто не отстал. На коротких привалах растягивался в тенёчке, отдыхал, восстанавливая силы. Ему явно нравилась такая длительная прогулка, да ещё возможность пить из любого ручейка!

К вечеру достигли Развилки, преодолев 25-27 км по пересечённой местности, да ещё с разбросом высот. Позади осталось первоё серьёзное испытание – каменная река, где приходилось прыгать с камня на камень, покрытого жёстким лишайником и напоминающего рашпиль. Тут-то Элик и стесал пару и без того коротких когтей на задних лапах, привык гулять по городским газонам с мягкой травкой. Когти кровили, но он стойко продолжал путь. К утру, он отрастил когти, да и лапы стал поднимать повыше, и ступать аккуратней.

Ужинали мы грибной лапшой, Элай же – своей любимой кашей с тушёнкой, которая, приготовленная на костре, оказалась ещё вкуснее, и на неё нашлось немало желающих.

На следующий день нам предстояло пройти свой первый перевал - Зигзаг.

Справка :

Перевал "№81 (Зигзаг, 500 ступеней, Тихомирова, Лимбекою)"

Горный массив: Урал

Горный район (хребет): Приполярный Урал

Высота: 1150

Категория: 1А

Тип склонов: осыпной

Экспозиция склонов: восток - з

Соединяет: верховья долин рек Лимбекою и Манараги

Описание: Находится в северной оконечности хребта Юас-нырд.

Со стороны р. Лимбекою перевал пологий. Крутизна склона от 15 до 30°. К перевалу по правому берегу идут хорошо набитые оленьи тропы. Со стороны р. Манараги - каменная осыпь и полное отсутствие троп, все оин засыпаны камнепадом. Крутизна склона от 30 до 70°. Перепад высот от подножия гор до седла 360 м. Крупно и среднеобломочная осыпь. Лавиноопасен. Встречаются «живые» камни.

Когда мы спустились в долину, у нас дрожали ручки и ножки от перенапряжения и усталость, но мы его прошли и вместе с нами его прошёл Элай. Вот как это было.

Проснувшись бодрячком, привычно сложив в рюкзаки свой скарб, мы выдвинулись на тропу, не забыв поблагодарить приютивший нас уголок. Дорога плавно поднималась вверх, видимость была миллион на миллион, солнце улыбалось, облака парили и мы впитывали в себя всю прелесть этих мест. Дорога разделялась, на то она и была развилкой! Ещё раз, взвесив все за и против, приняв во внимание стёртые ротвейлеровские когти, мы повернули на перевал Зигзаг.

Обогнули озеро и начали взбираться по камням, как по ступеням Потёмкинской лестнице в Одессе. Камни были очень удобно расположены, прямо таки под шаг ноги, да вот ступеньки были несколько крутоваты, хотя вполне даже ничего. На первый уступ мы практически взлетели и на коротком привале наслаждались открывшимися красотами.

Тропа шла вдоль ручья, весело бегущего по каменным уступам, падая вниз водопадами искрящихся радуг, разбиваясь в хрустальные осколки брызг. А вода в нём была такая холодная, что наполненная ею пластиковая бутылка тотчас покрывалась испариной, будто её достали из морозилки. А вкус? Какой был вкус у этой воды в горных ручейках и реках! Её можно было пить бесконечно! Это настоящая живая вода, которая не просто утоляет жажду, а наполняет силой и энергией.

Каменные ступеньки сменились ровным, но уверенным подъёмом, ручеёк заменила река с ещё большими водопадами, которые манили окунуться, но останавливало слишком сильное течение и усиливающаяся жара.

Метр за метром мы поднимались над уровнем моря. Солнце уже откровенно жарило, а мимо проплывающие облачка были легки словно пёрышко и проплывали мимо, не давая тени, оставляя лишь восхищение своим великолепием форм.

Кислорода в воздухе оставалось всё меньше, сказывалась близость к Полярному кругу и условия высокогорья. Идти становилось труднее. Рядом гремел водопад, легкий ветерок отгонял комаров и мошку, а Солнце сушило промокшую насквозь от пота рубашку и в этот момент можно было просто лежать и не шевелиться. Кайф – вот это и есть настоящий кайф!

Отдохнули, но жара не спадала и вокруг никакой тени, а от этого и идти было трудно всем, но идти было необходимо, и мы шли. Пройдя ещё пару километров, мы поравнялись со снежником, до него было метров пятьсот. И тут, вдруг, не сговариваясь, наши друзья, сбросив рюкзаки, рванули к снежнику! Они неслись к нему с такой скоростью, что трудно было поверить в, то, сколько уже пройдено. Мои руки сами потянулись за фотоаппаратом.

Ребята набили снегом шапки и принесли эту радость нам! Казалось бы, просто снег среди жары, а сколько сил он дал нам! Мы умывались им, пробовали на вкус, веселились от восторга как щенки, кидая, друг в дружку снежками! Откуда-то появился прилив сил, и мы достаточно легко преодолели остаток пути наверх.

Ох, не зря мы сюда поднимались. Сердце зашлось от ВОСТОРГА!

Расположились на короткий привал. Эл отлично смотрелся на вершине перевала! Горное озеро, небо под ногами и взгляд на уровне горных вершин. А какие там цветы?!

Нам казалось, что всё самое трудное уже позади, что главное – это преодолеть подъём, а уж дальше-то мы спустимся, но на этом коварном перевале из нас раньше не был никто, даже Паша, а карта не давала точного представления о том, что же там впереди.

К озеру мы спустились легко, аккуратно обогнули приготовленный кем-то для растопки костерок (дрова в этом месте огромный дефицит) и остановились. Дороги дальше не было, вместо неё было хаотичное нагромождение камней. Шуточки кончились. Возвращаться и подниматься назад по практически отвесным камням, по которым мы только что спустились к озеру, было безумием, оставалось искать проходы в камнях и спускаться по каменному ущёлью Зигзага, которое, отвечая своему названию, извивалось анакондой и исчезало за поворотом.

«Надеялись только на крепость рук, на руки друга» и на крепость собственных ног. Хуже всех приходилось Элаю, он шёл за мной «как в бой». Единственное чем могла подбодрить его, так это была наша с ним присказка:

- Мы же с тобой Звери, и мы пройдём одной звериной тропой – след в след.

Эл вздыхал, стискивал зубы и шёл. За ним оставались кровавые следы, кровили вновь стёсанные когти, а он верил и продолжал идти.

Вокруг сплошные камни. Солнце заслонили вершины гор, стало существенно прохладней, дышать было легче, ноги осторожно ступали на камни. Впереди виднелся следующий поворот, но выглядел он обрывом, но вот каким? На этот вопрос можно было ответить, лишь подойдя ближе и заглянув вниз. Оглядываясь назад просто не верилось, что мы пришли от туда…

Паша рванул на разведку с рюкзаком. Ждали мы его долго, периодически теряя из вида его стройную и гибкую фигуру среди камней и скал. Он вернулся радостным, показал, где бросил свой рюкзак и сказал, что там уже начинается хороший, пологий спуск и осталось совсем немного, всего лишь пройти одно неприятное место по почти отвесной скале, главное чтобы Элик не сорвался.

Что делать? Пошли, страхуя, и поддерживая друг друга нормальным здоровым юмором и, конечно же, вовремя протянутой рукой. Когда дошли до той самой почти отвесной, остановились. Идти дальше было откровенно страшно.

На что мы ступали и как не сорвались, не понятно до сих пор. В самом конце этой скалы стекала вода, камни были мокрыми. На мшистой скользкой скале лапа поехала, и Элай соскользнул вниз. Все замерли, и невидимые руки протянулись к нему, затормозили падение, дали опору измученным лапам. Натренированное тело грациозно оттолкнулось от отвесного сухого камня и, спустя мгновение, ротвейлер стоял рядом со мной. Выдохнули. Продолжили путь.

- Ещё немного, совсем немного, - Паша продолжал нас подбадривать, - вот ещё маленький, но почти вертикальный подьёмчик, вот по этой мяконькой мшистой горочке и мы на свободе!

Мы влетели на эту горочку. Останавливаться на ней было нельзя ни на мгновение, под тонким слоем мха были острые обломки камней, готовые сползти вместе с той в любую минуту. Элай, проворно перебирая лапами, первым оказался на верху, за ним Паша. Он схватил его за ошейник и приказал ждать остальных здесь. Сердце готово было выпрыгнуть из горла. Протянули руки остальным и наконец-то расслабились, рассмеялись, вспоминая свои страхи.

Уже, в сумраке начинающейся ночи, мы достигли долины, где решено было разбить лагерь и заночевать. Первым делом устроили временное место для Элика, расстелили коврик-пенку и укрыли его спальником, потом-то, после ужина, он первым нырнул в палатку и растянулся там до утра.

На следующий день мы позволили себе поспать вдоволь. Странно, но мышцы не болели. Элай бодрячком прошёлся с ними вдоль реки Манарага, которая весело прыгала по камушкам, затем исчезала под землёй и выходила вновь на поверхность лишь через пару километров.

Солнце улыбалось во всё небо. Мы с удовольствием плескались в ледяной воде, смывая с себя остатки вчерашней усталости. Позавтракали, собрали лагерь и двинулись в путь к горе Манарага.

Идти было, после вчерашнего экстрима, одно удовольствие. Элик старательно обходил острые камни, выбирая мягкий мох и травку, стёртые по бокам лапки всё-таки болели. Он с видимым удовольствием проходился по холодным целебным ручьям. Хрустально чистая ледниковая вода способна быстро исцелить любые раны и зверь, проснувшийся в домашнем ротвейлере, прекрасно это чувствовал. Теперь Элай шёл экономя силы, не суетился, не забегал вперёд, полученный на предыдущих переходах урок был прочно усвоен.

Хорошо утоптанная тропа вела нас сквозь светлый и чистый пихтовый лес, ныряла вниз с холмов, прыгала через речушки, взбиралась по пологим склонам. Шлось свободно и легко. Шмелик (Элик) шёл рядом, точно усвоив, что рядом со мной комары и мошка не кусают и не достают. На коротких привалах он располагался в тенёчке на ветерке и блаженно вытягивал лапы, впрочем, мы поступал также.

Добрались до ручья Оленьего на котором располагается балок. Оставили в журнале наблюдений свою запись :

05.08.2010.

Группа «Здоровья» в составе 6 человек и одного ротвейлера прибыла на стоянку балок Олений, пройдя перевал Зигзаг.

P.S. Сволочи! Стёр все когти и подушки лап.

Ротвейлер

Отдохнули и двинулись дальше. Спустя пару часов достигли района горы Манарага («Медвежья Лапа» – 1662 м. Эта самая известная гора Уральского хребта и символ национального парка.)

Здесь мы расположились основательно, разбили палаточный городок, натянули тент и наслаждались погружением в дикую природу пару дней. Погода стояла отличная. Наш лагерь располагался в излучине двух рек, вокруг были горы, покрытые лиственничным лесом с вкраплением березняка, ольховника да ив, что склонились над водой. Мы собирали грибы, купались и загорали, наслаждались покоем и тишиной. Днём Элик располагался в тени тента, где хорошо продувал ветерок, отгоняя гнус. Время от времени он вставал и звал нас к реке, где растягивался на камнях и прохлаждался в потоках чистой воды. Вода была ледяная, с ледников Манараги. Через пару минут он блаженно потягивался и возвращался под тент. За эти дни отдыха его лапы окончательно зажили, и мы были готовы отправиться в обратный путь.

Мимо нас прошло несколько групп, кто-то провёл в этих местах несколько недель, кто-то только пришёл сюда. Но все без исключения удивлялись наличию среди нас ротвейлера, как такой тяжёлый и крупный пёс смог преодолеть перевал?! Многие сетовали на то, что им пришлось оставить своих собак дома. Эл благосклонно относился к дружескому поглаживанию и демонстрировал радушное гостеприимство по отношению к встречающимся путникам. Лишь однажды он позволил себе предупредить одного неприятного парня, который метался по маршрутам в надежде пристать к какой-нибудь из групп, но ограничился лишь жёстким взглядом, этого было вполне достаточно, для того чтобы у него отпало всякое желание примкнуть к нашей группе.

Категория: очерки из нашей жизни | Просмотров: 2167 | Добавил: Светик | Рейтинг: 5.0/5